Продавайте фотографии тут, тут,
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Кому и почему нужно (не нужно) покупать систему микро 4/3 (Panasonic, Olympus) и почему

Извечный вопрос с практической точки зрения: "брать или не брать систему "микро 4/3" ?". Ответ на него лежит на поверхности. Вам нужно просто честно самим себе ответить на ряд вопросов о будущих решаемых задачах и целях. Если просто побаловаться, то можете смело брать хоть Panasonic, хоть Olympus, хоть кроп (APS-C) от Fujifilm, хоть любой кроп от любого производителя – лишь бы ваша фотокамера была для вас няшной и любимой. Мой колега купил себе в конце 2019-го года Fuji X-E3 kit и очень им доволен, т.к. ему нравится ретро-дизайн и крутилки сверху. Мне тоже понравился этот Фуджик.

Рассматриваю я конкретно свой Panasonic DMC-G80 в противовес к другим решениям, так как всех тех возможностей и функций, что имеются в DMC-G80 за сравнимые деньги, вы не найдёте в других фотоаппаратах: то экран не поворотный, то нет матричной стабилизации, то нет видео 4К и т.п.

Важно: Olympus выпускает камеры и объективы как с креплением micro 4/3, так и со своим стандартным "OM".

Теперь коротко по сути – что же это за вопросы, на которые вы должны ответить сами себе. Вот они:

Планируете ли вы много фотографировать в условиях плохой освещённости (поздно вечером, ночью, в помещении, в театре или ночном клубе и т.п.) и динамические спортивные (и не только) мероприятия? О том, будете ли вы фотографировать для бил-бордов или для вывесок на универмаг "Украина", я даже не спрашиваю по понятным причинам в варианте микры :)))))

Если фотографировать из вышеописанного вы планируете много, то вам не следует покупать никакой кроп: ни микру 4/3, ни стандартный кроп APS-C от Canon, Pentax или Nikon. Причина кроется в высоких требованиях к матрицам вообще и по светочувствительности для подобных условий фотографии в частности. Часто оба вышеперечисленных фактора могут и совмещаться!  Соревнования по мотокроссу, танцы, театр и т.п. – всё это требует размера матрицы побольше. Театр, в частности, дополнительно требует реального бесшумного затвора (т.е. электронного), а это уже выливается не просто в полнокадровую камеру, но ещё и в беззеркальную (например, Canon EOS R). И наличие именно полноценного электронного затвора следует отдельно выяснить перед покупкой, т.к., например достаточно дорогая Canon EOS RP, не имеет полноценного электронного затвора.

Где же можно реализовать преимущества (а они имеются!) системы микро 4/3 или кропа APS-C?

Главные преимущества фотоаппаратов микро 4/3 перед полнокадровыми – это набор функций (за вменяемые деньги), хоть и в ущерб качеству картинки в условиях плохого освещения.

Все прелести любого кропа, включая и микру 4/3, превосходно можно реализовать в: а) фотоохоте, б) предметной фотографии,  в) в макросъёмке. Больше нигде!

Фото-охота. Дело в том, что угол обзора любого объектива с фокусным расстоянием "Х мм" увеличивается на коэффициент кропа 1,5 у Nikon, 1,6 у Canon и 2,0 у микры 4/3. Другими словами, ваш телеобъектив 300мм превращается по масштабу получаемого изображения (углу обзора) в 450мм или даже 600мм в пересчёте на фокусное расстояние объектива для полного кадра. Это реально круто!

При макросъёмке или в случае предметной съёмки вам не нужно зажимать диафрагму так сильно ради увеличения ГРИП, как в случае с полным кадром. Хотя следует заметить, что сильно зажимать диафрагму вообще не следует из-за наступления дифракции. Полнокадровые фотокамеры, правда, более лояльны к дифракции, чем кропнутые, но это уже не тема для данной публикации. Однако даже на кропе зажать до f/11 вполне можно.

Ещё одним сильным преимуществом является полноценная и качественная матричная стабилизация в фотоаппарате.  Так получается на сегодня, что мой Panasonic G80 (он же G85) предлагает нам рабочую полноценную стабилизацию в камере. Я позавчера сам смог сделать чёткую фотографию без смаза со своим неавтофокусным (ручным) японским объективом "Auto Universar 135mm f/2.8" и могу это доказать. Для фотолюбителей данная фишка – реальное спасение. Но в профессиональной сфере репортёра или пейзажиста – забудьте про микру! Всё в этом Мире имеет свой предел и место. Я владел и полным кадром, и кропом, и микрой 4/3 и знаю про что пишу и место каждой из них.

По ссылке вы можете оценить сами динамический диапазон каждой модели наглядно, щёлкая мышкой на названии модели справа в окне и наблюдая изменения на графике слева. Вот вам моя подборка камер тут.

Матричный стаб расширяет немного спектр применяемой старой неавтофокусной оптики, но не решает в целом проблему с выбором объективов, о чём читайте ниже.

В выборе micro 4/3 есть один очень важный подвох с практической точки зрения реализации замыслов – цена вопроса в целом

Проанализируйте данные по фотонабору, состоящему из:

  • фотоаппарата
  • стандартного объектива (на каждый день)
  • широкоугольного объектива (для природы и путешествий)
  • телеобъектива (для фотоохоты)
  • макрообъектива (для макросъёмки и предметной фотографии)

Дело в том, что полный кадр и даже кроп-системы от именитых производителей Canon & Nikon очень широко распространены и имеют очень широкий ассортимент объективов как новых, так и б/у на вторичном рынке (см. сайт OLX). Весь набор объективов от Panasonic и Olympus на сайте OLX занимает всего-то 6-8 страниц и половина из них имеют байонет под "Olympus OM", а не микро4/3. Выбирать там особо нечего. Чтобы купить в хорошем состоянии б/у вариант макрообъектива или телевика вам придётся ждать месяцами и не факт, что дождётесь. Купить б/у объектив на Canon & Nikon можно всегда (кроп или Full Frame).

Вывод простой. Вам имеет смысл покупать фотоаппарат системы m4/3 только в случае, если вы не планируете докупать широкий парк оптики, т.к. вам это выльется в очень большую копеечку! Для наглядности я ниже представлю таблицу для сравнения цен объективов с привязкой к системе по данным сайта OLX.ua. В таблице я укажу стоимости полнокадровых объективов для Canon и Nikon с близким к micro4/3 эквивалентным фокусным расстоянием:

 для micro 4/3для Canon EFдля Nikon F
стандартный Panasonic Lumix G Vario 14-42 = 1900 грн
Объектив Panasonic lumix 12-60 f/3.5-5.6 = 4800 грн
Canon 28-70 f/3.5-4.5 II = 2800 грн
Canon 28-80 3.5-5.6 = 1000 грн
Canon 24-105 1:3.5-5.6 IS STM = 4800 грн
Nikon 24-85 G VR = 4000 грн
Nikon 24-120 1:3.5-5.6D= 1800 грн
Nikon 24-120 f/4 = 7500 грн
сверхширокоугольный Olympus M.Zuiko 9-18
6900 грн
Canon 17-40 f/4 L = 6500 грн Nikon AF-D 18-35
3600 грн
телевик Panasonic LUMIX G VARIO 100-300 F4.0-5.6 MEGA O.I.S = 7000 грн Canon 70-300 IS USM = 4000 грн Nikon AF-S 70-300 VR = 4000 грн
марообъектив вообще отсутствует, но новый стоил 14-19 тыс. грн Sigma 105 f/2.8 = 5000 грн Nikon AF-D 105 f/2.8 = 6000 грн
светосильный f/2.8 Panasonic 12-35 f/2.8 = 11900 грн Tamron 28-75 f/2.8 = 5000 грн
Sigma 24-70 f/2.8 DG O.S. hsm art = 8000 грн (торг)
Sigma 24-70 f/2.8 = 4000 грн (торг)
Sigma 24-70 f/2.8 EX DG HSM = 5000 грн

Как видим из таблицы, больше всего выбор для Micro 4/3 имеется в наборе стандартных объективов с фокусными расстояниями равными эквивалентным полному кадру в диапазоне 24-120мм: 28-80, 28-70, 24-105, 24-120, 24-70, 28-70. Тут мы находим близкие к ним по Ф.Р. и Panasonic 14-42mm, и 12-60mm. Но когда дело доходит до более узкопрофильных стёкол, то тут уже выбор для Panasonic сужается и составляет по цене не ниже, а то и выше, чем для полнокадровых камер.

В итоге получается, что для макросъёмки, например, намного дешевле к макрообъективу стоимостью в 5000 грн докупить какой-то кроп Canon 50D за 2500 грн или полный кадр Canon 6D за 10 000 грн и получить в целом более дешёвое решение. Аналогичная ситуация и для телеобъектива: Canon 50D + Canon 70-300 IS суммарно за 7000 грн равны стоимости только одного старого первой версии телевика 100-300мм от Panasonic. А выбор для систем Canon и Nikon всегда широкий и не дорогой, а для Panasonic выбора среди б/у практически нет. В части светосильных стандартных объективов типа 24-70/2,8 ситуация также не в пользу микры 4/3.

Но повторюсь, что выбор может основываться не только и не столько на цене, сколько на ваших задачах и потребностях в функционале, который имеется в камерах Panasonic и отсутствует в камерах Canon и Nikon или только начинает внедряться с определёнными ограничениями за большие деньги, чем у той же DMC-G80. Например, в зеркалках Canon усиление контуров (focus peaking) и матричная стабилизация вообще отсутствует, focus peaking и включена в большинство новых зеркальных фотокамер Nikon, Sony и Pentax, но только в режиме реального времени.