В фотографическом искусстве существует много стилей и жанров, а потому существует множество подходов к съемке и постобработке. Ни для кого не секрет, что пост обработка фотографий была ещё при плёночных негативах.

Все это ремесло в те времена было намного сложнее и менее эффективно. Цифровая эра не упростила этот процесс, даже наоборот, дала намного больше возможностей в выборе и, тем самым, только внесла больше путаницы в сей процесс ибо выбор стал настолько широким, что.......

Я бы даже сказал, что именно голод фотографов в области пост обработки побудил производителей искать выход из ситуации и начался выпуск цифровой техники. В связи с этим будет неправильно говорить, что цифру нам навязали.

Одно принципиальное отличие между плёнкой и цифрой состоит в том, что цифровое фото с практической точки зрения освобождает нас продумывать абсолютно всё перед съемкой. Сегодня мы можем на глаз сфоткать потенциально интересный сюжет сейчас, а оформить его как окончательную работу потом. В пленке практически всё приходится делать именно сейчас, именно до щелчка затвора. Это и усложняет всё.

Я не говорю, что это плохо, но это не практично, так как пленка резко сужает круг "избранных" и отталкивает от фотографии много миллионов людей! Все это делает отбор в ряды фотографов очень сложным и затратным, что, в свою очередь, вредит всему фотоискусству в целом: откуда возьмутся хорошие фотографы, если нет из кого выбирать! Я уже не говорю о резком уменьшении количества красивых кадров, которые упускают плёночные фотографы (особенно репортеры) со своей устаревшей техникой.

Вы можете возразить, что в любом случае нужно продумывать кадр изначально и нажимать на кнопку один раз и профессионалу ни что не помеха. Я даже с Вами соглашусь, однако:

  • не всё сразу; почитайте биографии Великих фотографов и Вы увидите, что ни один из них Великим не родился, а стал таковым впоследствии; цифра же даёт все шансы на обучение;
  • имея пленку, вы не можете, например, заранее знать захотите Вы сфоткать этот кадр в цвете или в ч/б варианте; а поменять пленку на ходу Вы не сможете (разве что иметь два фотоаппарата одновременно); цифра же позволяет это делать с лёгкостью!

Это не полный перечень принципиальных отличий между цифрой и плёнкой. Я лишь коснулся этой темы с той целью, чтобы дать понять, что цифра дает все преимущества в случае, если Вам нужен широкий выбор возможностей.

Не хочу остаться непонятым и под конец статьи предлагаю Вам таблицу отличий между пленкой и цифрой, суть которой сводится к тому, что "от перестановки мест слагаемых сумма не меняется". Другими словами, продумывать композицию, сюжет и другое нужно в любом случае, но при съемке на пленку это нужно делать до щелчка затвора, а при съемке на цифровой фотоаппарат это можно сделать спокойно после. Дело здесь только в знаке равенства — щелчке затвора: мы переносим некоторые составляющие удачного кадра с одной стороны уравнения (щелчка затвора) в другую.

(в ячейках таблицы указаны критические моменты выбора для того или иного способа фотографии. Для разных жанров приоритеты могут отличаться)

пленка ДО щелчкапленка ПОСЛЕ щелчкацифра ДО щелчкацифра ПОСЛЕ щелчка
определение композиции доводка контраста/яркости выбор ракурса композиция (обрезка лишнего) , доводка
выбор цвет/монохром монтаж, эффекты (мало возможностей для творчества) спец.эффекты при помощи насадок выбор цвет/монохром
определение экспозиции   установка экспозиции (если JPEG формат) спец.эффекты (ЛЮБЫЕ)
выбор ракурса   приблизительное определение композиции (в репортажной съемке) монтаж (ЛЮБОЙ)
спец эффекты при помощи насадок     многое другое
      установка экспозиции (если RAW формат)

P.S.: Заметьте, что при наличии цифры никто ни у кого плёнку не отбирает и не силует переходить на цифру. Просто в фотографии появился еще один альтернативный путь, что не может не радовать.